Римма Поляк (rimona) wrote,
Римма Поляк
rimona

Categories:

Дворцово-парковый ансамбль в Гомеле

Мы с мужем сейчас находимся в Гомеле, это республика Беларусь. Вчера гуляли в знаменитом гомельском дворцово-парковом ансамбле, расположенном на высоком берегу реки Сож. Хотя музей на территории дворца был открыт еще в 1919 г., в 20 веке и сам дворец, и прилегающие к нему постройки сильно пострадали. Но сейчас дворец отреставрирован, парк в прекрасном состоянии, к историческому парку примыкает современная набережная и пешеходный мост, ведущий на низкий берег реки, где находится городской пляж.

Мы были в парке уже вечером, когда дворец закрыт. Поэтому немного пофотографировали дворцовый ансамбль снаружи, а также парк, который покорил меня своей красотой и гармоничным сочетанием природного ландшафта – очень сложного, разноуровнего – и искусства паркового строительства.

Для тех, кто, как и я, ничего не знал о Гомельском дворце, привожу выжимку текста о нем с официального сайта Дворцово-паркового ансамбля.

*************************************

Дворец в Гомеле один из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зародившегося с воцарением Екатерины II.



Территория Гомеля вошла в состав Российской империи по условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. С этого момента берёт своё начало история создания дворца - главной достопримечательности Гомеля. Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому "деревенька Гомий" была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией.



На месте старого замка магнатов Чарторыйских был заложен новый дворец. К его созданию привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. Удачно было выбрано место для строительства - крутой берег реки Сож, открывавший прекрасные виды на заречные дали. До настоящего времени не удалось с точностью установить имя зодчего, создавшего проект здания. Предположительно это был И.Е. Старов, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, в том числе Таврического дворца.



После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств.

При Н.П. Румянцеве, с 1800 по 1805 год, по проекту известного архитектора Дж. Кларка к центральной части дворца были пристроены два двухэтажных флигеля. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.

С 1826 по 1834 г. владельцем Гомельского дворца был член государственного Совета, сенатор, почётный член Российской Академии наук, граф Сергей Петрович Румянцев, младший сын фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. После смерти брата Николая Сергей Петрович унаследовал Гомельское имение. При нем часть проектов Н. П. Румянцева была свёрнута. В 1827-1829 гг. «местечко Гомель со Слободою Спасовой и деревней Якубовкой» были заложены в казну, а в 1834 г. Гомельское имение, состоявшее в то время более чем из 70 населённых пунктов, было продано фельдмаршалу князю И.Ф. Паскевичу.

В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский. При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. В 1837-1851 гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского. Левый флигель дворца был видоизменен: убраны портики ионического ордера, надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка. На месте правого флигеля была возведена башня, к которой пристроили веранду с балконом. В башне были устроены апартаменты князя, размещены различные коллекции, военные трофеи, библиотека. Флигель и башня соединялись с центральной частью галереями, к фасаду со стороны реки был пристроен грот с верандой.





Одновременно с реконструкцией дворца вокруг него создавался парк. Из разных регионов России и из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. В этот же период формируются романтические уголки парка. Русло древней речушки Гомеюк преобразуется в Лебяжий пруд, устраиваются газоны с цветниками, гроты, беседки, фонтаны, в парковых аллеях устанавливаются копии античной скульптуры. Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его в то время одним из лучших образцов садово-паркового искусства.



Традиции обустройства дворца, коллекционирования были продолжены и при сыне фельдмаршала Фёдоре Ивановиче Паскевиче (1823-1903 гг.). По его желанию во II половине XIX века в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. В центральной части изменили крыльцо со стороны города, был построен ныне существующий пандус. В дальнейшем, вплоть до начала XX века, дворец сохранял свой облик без значительных изменений.






Возведение фамильного склепа князей Паскевичей было осуществлено по инициативе и на средства Федора Ивановича Паскевича, владевшего Гомельским имением с 1856 по 1903 г. Часовня-усыпальница была построена в 1870-89 гг. в так называемом «русском стиле» с использованием мотивов московской архитектуры XVII века. Она представляет собой сложное архитектурное сооружение, в наземную часть которого входит часовня - квадратное в плане кирпичное сооружение, накрытое высоким восьмигранным шатром с луковичной главкой. Аналогичные главки венчают его углы и склеп для захоронений (усыпальницу), которая оформлена небольшим наземным объемом-входом, откуда лестница ведет в подземный сводчатый тоннель.





В усыпальнице находятся захоронения 8 представителей семьи Паскевичей, в том числе генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, его жена Елизавета Алексеевна Паскевич, урожденная Грибоедова, отец фельдмаршала Федор Григорьевич Паскевич и его мать Анна Осиповна Паскевич, дочери Анастасия Ивановна Лобанова-Ростовская и Анна Ивановна Волконская, правнучка Александра Николаевна Балашева и сын Федор Иванович Паскевич.



Один из красивейших пейзажных парков - дворцово-парковый комплекс в Гомеле является одной из главных достопримечательностей и настоящей жемчужиной белорусской земли. Расположен на обрывистом берегу реки Сож и оврага с ручьем Гомий.



Гомельский дворцово-парковый ансамбль создавался в период с 1777 г. до середины XIX в. известными личностями, государственными и военными деятелями Российской империи Румянцевыми и Паскевичами. К началу строительства дворца (1777-1785 г.) относится и начало формирования парка. Несомненно, что он существовал и прежде, при Чарторыйском, возможно, и возник на основе естественного лиственного леса. Но новые архитектурные сооружения требовали нового решения и окружающего пейзажа. Поэтому и была проведена основная перепланировка прилегающей к дворцовым постройкам территории. Однако по-настоящему парковые работы начались лишь в 1845 году при Иване Федоровиче Паскевиче по проекту А. Идзковского, польского архитектора. Парковые работы велись Паскевичем очень основательно. Закладывался парк по принципам пейзажного стиля, с сохранением естественного расположения всех природных элементов. Изрезанный и холмистый рельеф, близость реки, наличие озера - все использовалось строителями парка. Завозили на некоторые участки парка глину и песок, перекапывали и удобряли верхний слой почвы.








С 1845 года в парке начинаются посадки деревьев. Наряду с молодыми привозятся деревья и постарше, чтобы ускорить создание парка. Зимой 1848 года с Кореневской лесной дачи перевезли в Гомельский парк дуб, клен, вяз, граб, ясень. На следующий год из Варшавы прибыли 300 мелких и 58 крупных деревьев, а также некоторые тепличные растения. К 1850 г. устройство парка было завершено. К этому времени парк занимал 25 гектаров, состоял из трех частей и считался одним из лучших образцов садово-паркового искусства.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments