Римма Поляк (rimona) wrote,
Римма Поляк
rimona

Ответ антилибералам

Оригинал взят у fillol в Ответ антилибералам

Противопоставление исконно русской традиции либерализму, якобы, искусственно насаждаемому враждебными силами извне, — важная составная часть новой, формирующейся на ходу идеологии властей. Властей как светских, так и церковных. Полемизировать с властью светской не хочется, потому что ей, по большому счету, безразличны и традиции, и либерализм, и демократия, и православие. Сейчас ей выгодно заменить демократический набор слов на традиционалистский. Завтра она заменит традиционализм на что-нибудь еще. Церковная же власть, как мне кажется, говорит искренне. Поэтому и ответить ей хочется искренне. Антилиберальные нотки прозвучали, в частности, в выступлении Патриарха в МГУ. Эту его речь можно, наверное, назвать программной.

Цитата: «Когда нам говорят о «европейском пути» развития, как правило, имеют в виду подражание и воспроизводство западных политических и культурных моделей. Подражание, копирование всегда уступает подлиннику, так как в нем отсутствует оригинальное начало, подлинное авторство. За редчайшим исключением копия и по качеству своему отстает от подлинника; и тот, кто творит копию, поставляет себя в подчиненное положение по отношению к автору оригинала...»

Вот на это утверждение как раз и хочется ответить.

Сколько времени привнесенная извне идеология должна существовать в нашей стране, чтобы признать ее частью нашей собственной традиции. Двести лет — достаточно? Западноевропейские либеральные идеи или, по крайней мере, то мировоззрение, из которого выросли современный либерализм и демократия привлекали еще Пушкина и декабристов. Ведь о них вполне можно сказать то же самое: начитались, мол, иностранных книжек и пытались бездумно копировать чужой опыт.



И тогда возникает целый ряд вопросов. Если бы российская элита начала XIX века, вместо европейского либерализма, познакомилась бы, допустим, с философией буддизма, - оказало бы это какое-то влияние на нашу историю? Вряд ли. Молодые кавалергарды прочли бы эти книги и поставили на дальнюю полку. Либеральные идеи были восприняты именно потому, что они соответствовали тем мыслям, которые уже вызревали в умах лучших людей России. Еще вопрос: если эти идеи были абсолютно чужими, почему именно люди, воспринявшие их и вдохновленные ими, фактически создали русскую литературу, музыку, живопись, - все то, что мы называем золотым веком нашей культуры?

Осев в головах образованных людей России, либеральные идеи стали жить у нас своей, особой жизнью, и даже вызываемые ими споры были сугубо российским явлением. Князь Андрей говорит Пьеру Безухову по поводу просвещения крестьян: Ты хочешь сделать этого мужика мной, не дав ему моих возможностей. Действительно, не является ли жестокостью дать образование нищему и бесправному человеку, повысить тем самым его духовные и материальные запросы в то время, как у него нет возможности эти запросы удовлетворить? Спор чисто русский. Англичанин или француз, живший во времена Толстого, скорее всего, с трудом уловил бы суть этой проблемы.

Проследим дальше за зигзагами либеральных идей на российской почве. Вот сейчас многие обвиняют российскую интеллигенцию в том, что она хочет свободы для себя, в отличие от поколения начала ХХ века, которое боролось за бедных и угнетенных. Это серьезный аргумент в руках тех, кто старается выдать либерализм за нечто чужеродное. А ведь ответ очень прост. Чехову или Короленко просто не приходило в голову, что они сами могут оказаться под гнетом необразованных классов. Бунт, крестьяне жгут господские усадьбы, - такую картину они могли себе представить. Но ситуация, когда профессор Преображенский день за днем, год за годом подчиняется власти Шарикова и Швондера, - это было за гранью их воображения.

Между тем, такое время настало, и российскому либерализму пришлось осваивать науку выживания в советских условиях. Новое положение интеллигенции породило огромный культурный пласт. Либеральная культура в России — больше, чем культура, потому что она неотделима от политики и от главного философского вопроса: как личность может выжить и сохранить человеческое достоинство в условиях тотального подавления этой самой личности и презрения к ее правам. («Единица — ноль, единица вздор, голос единицы тоньше писка»).

Внутри либеральной традиции - и плач Ахматовой, и тонкие, робкие насмешки «шестидесятников». Здесь открытый протест поколения Высоцкого и диссидентов. Все творчество Стругацких — от «Трудно быть богом» до «Сказки о тройке» — это пощечина омерзительному режиму от либералов. Между прочим, никто иной, как Штирлиц научил нас технологии таких пощечин: понять Систему, научиться говорить на ее языке, до тонкостей изучить ее демагогию, чтобы бить ее тем же оружием. Приключения разведчика в Германии — лишь внешнее содержание великого антитоталитарного фильма.

...«Марионетки» Макаревича и «Скованные одной цепью» Бутусова. Фильмы Рязанова. Студенческий фольклор. В сущности, девять десятых отечественной культуры 70-х и 80-х гг. - это голос российского либерализма, который крепнет, обращаясь к режиму с позиций морального превосходства. Превосходство столь сильно, что кажется, победа совсем уже близко.

Но 91-й год оборачивается победой мнимой, не настоящей, о которой предупреждали те же Стругацкие в «Граде обреченном». Проходит время, прежде чем интеллигенция осознает обман. К сожалению, из-за этого почти на десять лет нарушается связь поколений, и сегодня разные возрастные группы либералов не всегда понимают друг друга.

Но протест возобновляется, потому что настоящей демократии нет, настоящей свободы нет, - старые шариковы превратились в «новых русских», и мы смеемся над их дурацкими корпоративными вечеринками. Связь поколений восстанавливается. Хотите доказательство?

«Ну, разденься,

Выйди на улицу голой,

И я подавлю свою ревность,

Если так нужно для дела...

Пусть они удивятся, пусть делают вид, что не видят тебя,

Но им никуда не уйти...

Они любят стриптиз. Они получат стриптиз».

Это насмехаются «Наутилус» или «Пусси Райот»?

И неважно, что сами российские либералы редко называли себя этим словом. Важно, что они таковыми были.

Наверное, хватит объяснений. Если «традиционалисты» не понимают, что без либерализма от российских традиций ничего не останется, значит, они вообще ничего не понимают.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments