Римма Поляк (rimona) wrote,
Римма Поляк
rimona

Categories:

Эдельман и Апфельбаум

Борис Соколов

19 апреля (27 нисана) — годовщина начала в 1943 году восстания в Варшавском гетто, день памяти жертв Холокоста. Лишь совсем недавно появились русские переводы книг, посвященных одному из руководителей восстания и последнему остававшемуся в живых его участников Мареку Эдельману, — «И была любовь в гетто» Паулы Савицкой и «Опередить Г-спода Б-га» Ханны Краль, написанных на основе бесед с ним. Эдельман, успев сделаться в Польше культовой фигурой, умер 2 октября 2009 года в возрасте 90 или, по другой версии, 87 лет, поскольку по одним данным он родился в 1919 году в Гомеле, а по другим — в 1922 году в Варшаве. Несмотря на приход к власти коммунистов, бундовец Эдельман не покинул Польшу. Он так объяснял свое решение: «Здесь похоронен мой народ. Я остался потому, что я — хранитель еврейских могил». Эдельман успел также принять участие в Варшавском восстании, поднятом Армией Крайовой. После войны он женился, родил сына и дочь, приобрел вполне мирную профессию врача-кардиолога и добился на этом поприще немалых успехов. Но спокойная жизнь была не для него. Марек близко к сердцу принимал проблемы своей родины Польши, хотя и Израиль тоже считал своей землей. Когда в 1968 году антисемитизм на какое-то время стал государственной политикой коммунистической Польши, жена Алина с двумя детьми эмигрировала во Францию. Но Марек остался, потому что, по его словам, «кто-то же должен остаться здесь со всеми теми, кто здесь погиб». Он продолжал бороться, в 70-е годы стал одним из основателей Комитета защиты рабочих, тесно сотрудничал с профсоюзом «Солидарность», был интернирован в период военного положения, участвовал в переговорах «Круглого стола» о передаче коммунистами власти народу. Событий его биографии хватило бы не на одну жизнь. И Эдельман был заслуженно удостоен высоких наград — польского ордена Белого орла и французского ордена Почетного легиона. Как говорил бывший посол Израиля в Польше Шевах Вайс, Эдельман был героем как еврейского, так и польского народа. Но главным событием его жизни стало именно восстание Варшавского гетто. Об этом он написал книгу «Гетто сражается», до сих пор, к сожалению, не переведенную, на русский язык. Это восстание было подвигом людей, которые поднялись на борьбу в безнадежных обстоятельствах, зная, что шансов на успех нет. Плохо вооруженные повстанцы продержались почти месяц. Как вспоминал германский генерал, руководивший подавлением восстания, «подземные позиции давали повстанцам возможность быть невидимыми и позволяли им непрерывно менять свое местонахождение. Одну такую позицию нам удалось завоевать только после 2 дней упорной борьбы». В боях погибло около 13 тысяч защитников гетто, а 15 тысяч уцелевших были отправлены в Треблинку и другие лагеря смерти. Несколько сот человек спаслись, уйдя по канализационным трубам за пределы гетто. Потери немцев и их союзников составили, по официальным данным, 17 убитых и 93 раненых. По оценкам уцелевших участников восстания, немецкие потери составили около 300 человек. На стороне немцев также сражались полицейские батальоны из Латвии, Литвы и Украины.



Мы помним имена вождей восстания в Варшавском гетто — Мордехай Анелевич и Марек Эдельман, но в тени остается реальный военный предводитель восстания. Так уж повелось, что историю пишут либо победители, либо уцелевшие. И Эдельман, и Анелевич, и почти все уцелевшие принадлежали к Еврейской боевой организации (ZOB), созданной левыми сионистскими партиями. Естественно, они вспоминали в первую очередь своих товарищей, тогда как в тени осталась другая многочисленная группа повстанцев. Ее возглавлял Давид-Мордехай Апфельбаум, а кличка его в подполье была Коваль (Кузнец). Апфельбаум был едва ли не единственным среди повстанцев, кто обладал настоящим боевым опытом. Ведь он был поручиком Войска Польского и участвовал в обороне Варшавы в сентябре 1939 года. После германской оккупации Польши Апфельбаум вместе с евреями — бывшими военнослужащими польской армии и теми еврейскими политическими лидерами, которые ориентировались на сохранение еврейской общины в Польше, создали Еврейский военный союз (ZZW). Политическим лидером организации стал доктор Давид Вдовински, которому посчастливилось уцелеть. Эта организация имела тесные связи с польским правительством в изгнании и Армией Крайовой. Апфельбаум был руководителем отдела по связям с АК и военного отдела. По представлению командования Армии Крайовой лондонским польским правительством он был произведен в капитаны. Во время восстания в гетто Апфельбаум командовал отрядом повстанцев, оборонявшим площадь Мурановского, где были самые ожесточенные столкновения, и вскоре погиб. Посмертно командование АК произвело его в майоры. Именно благодаря Апфельбауму АК снабдила восставших оружием, взятым из тайников или купленным на черном рынке. Около 500 повстанцев оказались вооруженными — главным образом пистолетами и небольшим количеством винтовок и автоматов. Это, конечно, очень мало против многих тысяч хорошо вооруженных германских солдат и полицейских, но надо учесть, что самим «аковцам» остро не хватало оружия. Когда год спустя АК подняла восстание в Варшаве, лишь треть ее бойцов оказалась вооружена огнестрельным оружием. Во время же восстания в гетто «аковцы», несмотря на то, что многие из них разделяли антисемитские предрассудки, помогали спрятаться уцелевшим защитникам гетто и даже взорвали часть стены, отделявшей гетто от остальной Варшавы, чтобы облегчить им бегство. Но во времена коммунистического правления в Польше вклад Армии Крайовой и тесно связанного с ней Еврейского воинского союза в борьбу с нацизмом всячески принижался, тогда как вклад коммунистической Армии Людовой и левой Еврейской боевой организации преувеличивался. Между тем, в 1943-м, да и позднее Армия Людова в Варшаве была очень слаба и фактически подчинялась Армии Крайовой. В 2004 году именем Апфельбаума была названа площадь в варшавском районе Воля. Наверное, когда-нибудь на русском языке выйдет книга, где под одной обложкой будут биографии Эдельмана и Апфельбаума, единственная книга о котором была издана на иврите во Франции в 2000 году.

«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №12 (572), 2012 г.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments