Римма Поляк (rimona) wrote,
Римма Поляк
rimona

Мысли вслух

Оригинал взят у philologist в Мысли вслух
Две главные темы марта - это избрание Путина и вакханалия ненависти в православной среде в отношение девчонок из Pussy Riot. Последнее событие, на мой взгляд, даже затмило собой первое. Про Путина даже как-то все забыли на фоне дискуссии об оскорблении религиозных чувств и вопросе о необходимой каре за святотатство. Протоиерей Всеволод Чаплин оправдывает расправы с инакомыслящими и предлагает изменить уголовный кодекс - внести в него принцип, по которому святотатство должно наказываться более жестко, чем убийство! Патриарх Кирилл сожалеет, что среди его паствы нашлись-таки христиане, которые призывают к милосердию, тогда как основным лейтмотивом является призыв к расправе над теми, кто оскорбляет святыню (Путина или Кирилла?). Философ Дугин призывает сжечь феминисток из панк-группы на костре. Депутаты "Единой России" готовы были запросить у Генпрокуратуры и Следственного Комитета данные о всех тех, кто выступал в защиту Pussy Riot, но потом одумались и не стали этого делать (комитет по безопасности не дал добро).

В каком мире мы живем? В «мире, который лежит во зле», - напоминает Чаплин. Но ведь это зло творим мы сами, а, как известно, единственное, чем можно побороть зло - это добро, то есть принципиально иные методы поведения! Это-то всегда и была задача Церкви! И вот, к сожалению, среди оголтелого воя о поругании святынь и одобрении насилия, раздаются лишь отдельные робкие попытки взглянуть на вопрос если не по-христиански, то хотя бы по-человечески. Блогер Лиза Мониава, поэт Лев Рубинштейн, филолог Татьяна Касаткина, поэт и общественный деятель Дмитрий Быков высказались в интернете о происходящем именно с человеческих позиций, но кто их услышал и кто к ним прислушался? В сложившейся ситуации, особенно после того, как выступил патриарх, одобривший насилие, многие верующие, даже если у них до этого были какие-то сомнения, скорее всего предпочтут промолчать, дабы самим не стать объектами осуждения, не получить ярлык приспешника диавола или экстремиста. Мне тоже уже угрожали отдельные виртуальные «радетели за веру» - мол «если ты продолжишь защищать блудниц и бесов, то с тобой разберутся» :)))) Показательно, однако, что я, выступая в интернете с той или иной позицией, не скрываю свои имя и фамилию, тогда как те, кто любит угрожать и поливать других грязью, почти всегда прячутся за никнеймами, предпочитая сохранять инкогнито. Но дело не в этом...



Я хотел сказать о другом. Мне пришла в голову мысль о том, что кризис в светской политической и церковно-политической сферах не случайно начался почти одновременно. По сути и в нынешней правящей элите, и в патриархате РПЦ мы видим одну и ту же систему управления: вождизм, догматизм, непереносимость критики и альтернативной точки зрения, поощрение дебильно-агрессивных групп - различных молодежных структур, ошивающихся на Селигере или в Москве и готовых оскорбить, избить и даже убить всякого, на кого дадут команду «фас». Ведь не даром тот помощник не то Чаплина, не то Рогозина, который бил кулаком в лицо девушку, держащую плакат в защиту Pussy Riot – получил одобрение и стал чуть ли не героем. Сам Чаплин в недавнем выступлении одобрил и убийство, если таким способом святыня защищается от поругания (высказывание, предполагающее широкий простор для истолкования). И вот мне неясно, почему православие и православность заменили собой просто человеческое отношение к другому? Почему «православный» имеет право в каких-то ситуациях вести себя по-хамски, агрессивно, античеловечно? Полагаю, что когда мужчина нападает на женщину, стоящую от него в стороне, и бьет ее кулаком в лицо – это ненормально, это дико, это низко. Но вот уже и за простую песню призывают сжечь на костре живых людей (!) вполне себе рукопожатные деятели. И почему-то в качестве аргумента приводят такой: мусульмане же убивают за карикатуры, чем же мы хуже? На меня такой аргумент совсем не производит впечатления и, прежде всего, потому, что христианство и ислам – далеко не одно и то же.

Порой мне кажется, что волна ненависти затмила в нашем обществе разум и какие-то элементарные чувства уважения к другому человеку, затерла ценность человеческой жизни как таковой. Люди стали опять восприниматься к материал, функция, как все, что угодно, предназначенное для целей отдельных институтов. Наружу повылезали кровожадные крысы, которые действуют всегда толпой, ибо так проще и понятнее. Я думал над тем, что же с нами все-таки произошло, что мы так изменились как будто в одночасье? И вот что я пока для себя понял. Когда в декабре началась волна протестной активности, то первые митинги (настоящие, а не те, которые были потом и к которым примазались лидеры, внушающие куда меньше уважения, чем тот же Путин) происходили зачастую стихийно – их часто никто не организовывал, и люди просто выходили сказать громогласно, что они ЛЮДИ, а не быдло (термин очень симпатичного мне Юры Шевчука). Каждый должен был принимать решение сам – идти ли ему на незарегистрированный митинг или пикет, рискуя быть задержанным и избитым, а это проблемы на работе и проч., или не идти. И многие это решение приняли. Уже потом началось кучкование - когда на митинги шли за компанию, шли как на развлечение, шли потусоваться, шли, потому что идут другие и т. д.

В Церкви сейчас происходит нечто похожее. Можно тупо следовать генеральной и потому всегда верной линии КПСС, излагаемой парт. секретарями или церковными спикерами – это не обсуждается и не подвергается сомнению, а можно иметь свое мнение, если ты видишь происходящую несправедливость или античеловеческие действия, происходящие на твоих глазах. Последние месяцы нечто изменили в самом нашем общественном мировосприятии – больше стало невозможно считать себя заодно с кем-то более авторитетным или многочисленным без ущерба для своей совести. Острота ситуации вынуждает говорить и действовать от себя, а это у нас не только непривычно, но и опасно. Ибо одно дело вещать, находясь при должности и как бы от имени партии, страны, церкви и даже Бога, а другое дело говорить от себя лично, когда за твоей спиной нет идейных сторонников с дубинками, лояльных СМИ или наемных работников… Приходится говорить за себя и быть личностью, свободной от давления господствующего мнения, стереотипов и чужих мнений. В одночасье свой авторитет уронили и светский глава государства, поправший Конституцию и одобривший фальсификации результатов выборов, покрывающий коррупцию, и глава церковной власти – патриарх, который, теперь уже ясно, ничем не отличается от обычного политика, действующего по тем же законам светской власти. Именно об этом и пели Pussy Riot, и песня их, у меня нет сомнения, была услышана Богородицей. Свидетельство тому – начавшаяся лавина изменений в нашем общественном сознании. Начинается время, когда невозможно далее следовать за кем-то подобно безвольной твари, пора на все смотреть своими собственными глазами!




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments